С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Поэтому тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляла 1:3). Скрытое под такими широкими одеждами тело женщины должно было соответствовать особым канонам: она должна быть широкоплечей с маленькой упругой грудью, узкими бедрами и округлым животиком. Идеалом красоты является образ девушки с длинными светлыми кудрявыми волосами, очами голубого цвета и стройной фигурой. Христианство положило конец любованию телом. В средние века физическая красота отходит на второй план, ценится красота духовная. Идеал красоты - тощая, бледная женщина с длинными конечностями и чуть выступающим животом (символ вечной беременности).
Высокое Средневековье (кон. XII – нач. XIII в.в.): образ Прекрасной дамы
Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, – цвет, который позже стали называть «цветом Тициана». Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII - XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. В XIII веке расцветает поклонение «Прекрасной даме». Женщину в ту пору сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна. А ее тонкий гибкий стан подобен виноградной лозе.Дамы должны были казаться утонченными, хрупкими, женственными, бледнолицыми, с длинными светлыми вьющимися волосами, голубыми глазами и с маленькими ухоженными руками. Макияж запрещён всемогущей Церковью, поскольку он искажает божьи создания. Желая придавать духовность и изысканность внешности, представительницы прекрасного пола обривают лоб, делая его выше, выщипывают брови и надевают высокие чепцы.